Оценка недвижимости и оценка бизнеса.
Оценка недвижимости и оценка бизнеса.

Начало
Оценка
Бизнес-планы
Консалтинг
Оценка бизнеса
Законы
Мониторинг
Библиотека
Клиенты
О фирме
Карта сайта




Налоги
ФНС
Высший Арбитражный суд
Арбитраж
ЦБ РФ
ЦБ РФ
Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг
ФСФР
Федеральное Агентство по Управлению Федеральным Имуществом
ФАУФИ
Министерство Экономического Развития и Торговли РФ
МЭРиТ

ОБРАЗЕЦ ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА::ГЛАВА 3::ИНФОРМАЦИЯ ПО ОТРАСЛИ И РЫНКУ.

3.1. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ, В КОТОРОЙ ДЕЙСТВУЕТ ОЦЕНИВАЕМЫЙ БИЗНЕС

В настоящее время в Москве сформирована крупнейшая в России региональная система оптовой и розничной торговли продовольствием, через которую осуществляется снабжение населения и организаций социальной сферы продуктами питания, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности - сырьем.

Оптовая торговля города обеспечивает деятельность 511 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе 7 мелькомбинатов, 31 хлебозавода, 350 малых пекарен, 18 мясоперерабатывающих предприятий, 7 молокозаводов, 5 кондитерских фабрик. Данные предприятия, в свою очередь, являются активными участниками оптового продовольственного рынка и реализуют свою продукцию не только в Москве, но и в регионах России. Кроме этого, оптовая торговля снабжает продовольственными товарами порядка 7,5 тыс. предприятий розничной торговли и около 7 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу.

На городском уровне оптовое звено представлено следующими предприятиями:
  * некоммерческие организации и многопрофильные предприятия (ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы", "Союз предприятий холодильной промышленности" и "Союз оптовых продовольственных рынков");
  * плодоовощные предприятия (ОАО "Алтуфьево", ЗАО "Вегетта", ЗАО "Виктория", ЗАО "Гагаринское", ЗАО "Глори", ЗАО "Деметра", ОАО "МТП "ХХХ-ХХ-Х" ОАО "ВТК Интерфуд", ЗАО "Киевское", ЗАО "Красная Пресьня", ЗАО "Кузьминское", ЗАО "Куйбышевское", ЗАО "Кунцевское", ОАО "Курьяновское", ОАО "Малино", ОАО "Малинно-Ока", ЗАО "Москворецкое", ЗАО "Новые Черемушки", ОАО "Перовское", ЗАО "ПБ Октябрьское", ЗАО "Русь", ОАО "Садко", ГУП "Солнцево", ГУП "Таганское", ООО "Фруктовый Центр НЧ"). Указанные предприятия располагают с учетом филиалов в Московской области общей емкостью единовременного хранения 916 тыс.тонн (в том числе с охлаждением - 521 тыс.тонн);
  * хладокомбинаты (ОАО "Мосхладокомбинат №3", ОАО "Первый хладокомбинат", ОАО "Хладокомбинат №7", ОАО "Айс-Фили", ОАО "Айс-Фили", ОАО "Мосхладокомбинат №9", ОАО "Сервис-Холод", ОАО ТД "Преображенский", ОАО "Хладокомбинат №13", ОАО "Мосхладокомбинат №14", ОАО "ИКМА", ГУП "Мосрыбокомбинат", ООО ТПФ"Портхладокомбинат", ОАО "Холодильник №5-6", ОАО "Холодильник №5-6", ОАО "Холодильник №11". ОАО "Рыбмаркет"); общая емкость - 217 тыс.тонн (в том числе с холодом - 158 тыс.тонн);
  * предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (ОАО "Краснопресненский СРЗ", ЗАО "Карат", ОАО "Мосжиркомбинат", АВК "Эксима", ОАО "Очаковский молзавод", ОАО "Останкинский молочный завод", АПК "Черкизовский", Таганский мясокомбинат, ОАО "Мелькомбинат в Сокольниках", ОАО "Мелькомбинат №3", ОАО "Мелькомбинат №4", ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов");
  * общетоварные базы (ОАО ТПК "Моссахар", ОАО "Бакалейные товары и минеральные воды", ОАО "Центрсток", ЗАО "Предприятие МС", ЗАО "Реал-Агро", ОАО "Реалбаза №1 Очаково"), имеющие 120 тыс.кв.м складской площади;

На продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы и складские комплексы вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области (в настоящее время около 300 тыс. тонн единовременного хранения).

По оценкам, на оптовом продовольственном рынке Москвы оперирует в общей сложности более 2,5 тыс. оптовых коммерческих структур, товаропроизводителей, оптовых предприятий и организаций.

Поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров в Москву осуществляют товаропроизводители из 50 регионов Российской Федерации и организации-импортеры из 115 зарубежных стран.

Ряду базовых предприятий и организаций, оптового продовольственного комплекса Москвы в целях сохранения их профиля постановлением Правительства Москвы от 20.05.2003г. № 371ПП "О защите имущественных интересов города Москвы в оптовом продовольственном комплексе" присвоен статус "Предприятия городского значения".

В целях выполнения Программ продовольственного обеспечения города Департамент ежегодно проводит квалификационный конкурсный отбор субъектов оптовой торговли, сельхозпроизводителей и представленных ими годовых программ оптовых закупок. Начиная с 1997 года, введен городской заказ на оптовую закупку картофеля и плодоовощной продукции для закладки его на хранение на городских складах плодоовощных предприятий.

В целях укрепления продовольственной безопасности и стабильности продовольственного рынка столицы Программой Правительства Москвы на 2004 год предусмотрено организовать закупку 750 тыс.тонн мяса и мясопродуктов, 57 тыс.тонн масла животного, 780 тыс.тонн молока цельного, 500 тыс.тонн сахара, 115 тыс.тонн масла растительного, 1050 тыс.тонн зерна; организовать коммерческие поставки картофеля и плодоовощной продукции урожая 2004 года в объеме до 140 тыс.тонн, в том числе для закладки на хранение - до 90 тыс.тонн, для текущей реализации - до 50 тыс.тонн, обеспечить учреждения и организации социальной сферы картофелем и овощной продукцией городского заказа в форме товарного кредита, а также продолжить дальнейшее формирование системы цивилизованной оптовой торговли продовольствием.

В целях выполнения указанных задач, поставленных Правительством Москвы на 2004 год, Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы принимаются меры по ресурсному наполнению продовольственного рынка основными социально значимыми продуктами для недопущения их дефицита и резкого повышения цен.

Достижение стабильности и социальной ориентации в системе продовольственного снабжения столицы - приоритетное направление в деятельности департамента. Для этого в рамках генеральных соглашений с 54 предприятиями и организациями предоставлена финансовая поддержка из городского бюджета для выполнения годовых программ закупок социально значимых видов продовольствия на 2004 год в объеме 2084,95 тыс.тонн, в том числе по мясу и мясопродуктам - 257,5 тыс.тонн или 23% от общего потребления в столице, маслу животному - 26,86 тыс.тонн или 21%, сахару - 226,1 тыс.тонн или 33% и т.д., что обеспечивает существенное влияние на стабильность на продовольственном рынке.

С учетом ожидаемого роста потребления продовольствия в городе возникает необходимость увеличения производства продуктов питания, развития современных объектов оптовой торговли. Стратегия города на приоритетность закупок продовольствия в регионах России, поддержку инвестиционных проектов московских предприятий оптового звена для создания устойчивой производственно-сырьевой базы в регионах России позволяет наращивать объемы поставок продуктов питания отечественного производства на московский рынок и снижать зависимость города от импорта. За два последних года обеспечен рост поставок в Москву из российских территорий мяса и мясопродуктов в 2,2 раза, масла животного - в 3,3 раза, масла растительного - в 1,5 раза. Объемы поставок в Москву картофеля и овощей интегрированными комплексами в 2004 году намечено довести до 60%, мяса и мясопродуктов - до 35% от общего организованного завоза этих товаров из регионов России, к 2007 году, соответственно, до 72% и до 55%. За счет развития межрегиональных связей, интеграционных процессов московских производителей и предприятий оптовой торговли с сельхозтоваропроизводителями регионов России доля импортных поставок мяса и мясопродуктов в общих объемах организованного завоза в 2004 году предполагается довести до 65%. Основное внимание в работе по развитию межрегиональных отношений в продовольственной сфере будет уделено регионам, входящим в Центральный федеральный округ. Во многом увеличению поставок продукции отечественного производства на московский рынок будет способствовать реализации подписанного в январе 2004 года Соглашения между Минсельхозом России и Правительством Москвы о сотрудничестве в области агропромышленного комплекса.

В целях дальнейшего снижения зависимости города от импорта продовольствия с 2004 года прекращена финансовая поддержка импортных закупок мяса и мясопродуктов, за исключением стран Единого экономического пространства.

В целях выполнения поставленных задач предусмотрена оптимизация и постепенное сокращение объемов продукции городского резервного продовольственного фонда и переход от системы постоянного содержания городского резерва к новой модели финансового обслуживания товарных потоков социально значимых видов продовольствия.

В условиях непростой ситуации, сложившейся на зерновом рынке страны, был принят ряд эффективных мер по сдерживанию роста цен на хлеб.

В целях дальнейшего регулирования хлебного рынка в настоящее время проводятся товарные интервенции зерна из городского резерва города. На мелькомбинаты из городского резерва поступает зерно на 5-10% дешевле текущих закупочных цен. В департаменте совместно с предприятиями разработан график выпуска зерна городского резервного продовольственного фонда Правительства Москвы и возврата средств от его реализации, начиная с мая 2004 года и кончая январем 2005, что будет способствовать стабилизации цен на зерно.

Темпы роста потребительских цен на продовольственные товары в Москве ниже, чем в среднем по России. Так, за январь - апрель 2004года в столице они возросли на 3,4%, а в среднем по стране - на 4,7%.

В целях развития и совершенствования действующей материально-технической базы оптовых продовольственных предприятий предусматривается ввести в 2004 году 15 современных объектов (оптовых продовольственных рынков и распределительных центров) на базе существующих оптовых предприятий и начать освоение 7 земельных участков в зоне МКАД для обеспечения прироста оптового оборота по сравнению с 2003 годом за счет ввода новых объектов на 50-60%.

3.2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ

Ситуация на рынке картофеля и овощей в начале 2003 г. отличалась недостатком предложения. Низкий урожай предыдущего года послужил причиной уменьшения запасов картофеля и овощей в сельхозорганизациях на начало 2003 г. по сравнению с 2002 г., поэтому в I полугодии прошлого года эти хозяйства сократили объемы их отгрузки. С поступлением нового урожая картофеля и овощей, который превысил уровень 2002 г., объемы отгрузки увеличились, однако в целом реализация сельхозорганизациями картофеля осталась ниже, а овощей было отгружено несколько больше, чем в предшествующем году.

Валовой сбор картофеля и овощей вырос во всех категориях хозяйств. Существенно лучше были производственные показатели в сельхозорганизациях, где рост производства произошел главным образом за счет повышения урожайности и картофеля, и овощей.

Рост цен на картофель в 2003 г. был выше, чем темпы увеличения затрат на его производство и реализацию, поэтому рентабельность картофеля может увеличиться по сравнению с 2002 г. При выращивании овощей, наоборот, затраты росли быстрее, чем цены, поэтому ожидается снижение рентабельности овощей.

Уровень цен сельхозпроизводителей на картофель и овощи, и темпы их роста в прошедшем году был выше, чем в 2002 г., чему способствовали низкие объемы предложения. Потребительские цены картофеля и овощей росли медленнее, чем в 2002 г., а в конце года резко понизились.

Высокий урожай 2003 г. обеспечил более значительные запасы картофеля и овощей на начало текущего года. Объемы их предложения будут выше, чем в начале прошлого года, в связи с чем, темпы роста цен на картофель и овощи зимой-весной 2004 г., скорее всего, будут невысокими.

Валовой сбор картофеля и овощей в 2003 г. превысил уровень предыдущего года
2003 г. год характеризовался благоприятными погодными условиями для производства картофеля и овощей. По предварительным данным Госкомстата России, валовой сбор картофеля составил 36,6 млн т, что на 11,5% больше, чем в 2002 г, а овощей - 14,8 млн т или на 13,3% выше.

Производство картофеля выросло за счет повышения его урожайности по сравнению с предыдущим годом на 12,4%, тогда как посевные площади сократились на 1,3 процента.

На увеличение валового сбора овощей повлияли как повышение их урожайности на 11,4%, так и расширение посевных площадей на 2,9 процента.

Наиболее значительно по сравнению с 2002 г. урожай картофеля вырос в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 32,8%. Однако основными производителями данной продукции остаются хозяйства населения, доля которых в 2003 г. составила почти 93 процента. Валовой сбор в этих хозяйствах увеличился по сравнению с предшествующим годом на 11,2 процента. В сельхозорганизациях производство повысилось на 10,3% (Таблица 5).

Таблица 5. Производство картофеля и овощей в хозяйствах всех категорий Российской Федерации в 2003 г. (данные Госкомстата России)

Наименование показателя Знач Полож Знач Полож Знач Полож Знач Полож Знач
2002 г.2003 г.2003 в % к 20022002 г.2003 г.2003 в % к 20022002 г.2003 г.2003 в % к 2002
КАРТОФЕЛЬ
всего 32,9 36,6 111,5 102,8 115,6 112,4 3232 3190 98,7
в т.ч. в сельхозорганизациях 1,9 2,0 110,3 109,0 131,3 120,4 197 171 86,9
крестьянских (фермерских) хозяйствах 0,4 0,6 132,8 101,2 116,2 114,7 47 53 112,8
хозяйствах населения 30,6 34,0 111,2 102,4 114,7 112,0 2988 2966 99,3
ОВОЩИ
всего 13,0 14,8 113,3 152,0 169,4 111,4 835 859 102,9
в т.ч. в сельхозорганизациях 2,1 2,5 118,3 143,4 168,1 117,2 122 134 109,8
крестьянских (фермерских) хозяйствах 0,3 0,5 145,7 101,5 120,6 118,8 33 45 136,4
хозяйствах населения 10,6 11,8 111,3 155,9 172,5 110,7 675 680 100,8

В 2003 г. наиболее высокой урожайность картофеля была в сельхозорганизациях, которая по сравнению с 2002 г. увеличилась на 20,4 процентов. В отличие от предыдущих лет урожайность овощей в хозяйствах населения была на 12,6% ниже, чем в сельхозорагнизациях, хотя по сравнению с 2002 г. она повысилась на 12 процентов. Вероятно, это связано с тем, что из-за удорожания средств производства и услуг агротехника выращивания картофеля в хозяйствах населения не соблюдается, кроме того, отмечается низкое качество посевного материала.

Диаграмма 1. Динамика урожайности картофеля в сельхозорганизациях и личных хозяйствах населения, ц/га (данные Госкомстата России)

Процесс сокращения посевных площадей под картофелем продолжается главным образом из-за значительного их уменьшения в сельхозорганизациях (Таблица 5). За последние 10 лет в этой категории хозяйств площади под картофелем сократились на 575 тыс. га или на 77 процентов. Начиная с 1996 г., аналогичная тенденция прослеживается и в хозяйствах населения, но темпы этого процесса здесь намного ниже, чем в сельхозорганизациях, площади уменьшились на 41 тыс.га или на 1,4 процента.

Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве картофеля остается небольшой (1,6%), существенного влияния на объем производства они не оказывают.

Основными производителями овощей, как и картофеля, являются хозяйства населения, где урожай в прошедшем году относительно 2002 г. увеличился на 11,3% (Таблица 5). Рост производства овощей в основном был обусловлен повышением урожайности как в хозяйствах населения, так и в сельхозпредприятиях и у фермеров. При этом урожайность овощных культур была наивысшей в хозяйствах населения.

Расширение посевных площадей также в некоторой степени обусловило повышение валового сбора овощей во всех категориях хозяйств.

Уровень рентабельности картофеля, вероятно, повысится, в то же время ожидается снижение рентабельности овощей.

Экономическая эффективность производства и реализации картофеля в 2003 г. ожидается выше, чем в предыдущем году. Так, по предварительным данным, цена реализации картофеля превысила уровень 2002 г на 16%, тогда как полная себестоимость 1 ц вырасла на 6 процентов. Уровень рентабельности картофеля составил 43,6% против 31,1% в 2002 г.

Рентабельность овощей в 2003 г. несколько снизилась и составила 31,5%, тогда как в предыдущем году она была на уровне 36 процентов. Затраты на производство и реализацию 1 ц овощей росли быстрее (по сравнению с 2002 г. - на 20%), чем увеличивалась цена реализации, которая повысилась на 14 процентов. Ожидается снижение прибыли от реализации овощей на 5% по сравнению с уровнем предшествующего года.

Низкий уровень механизации выращивания картофеля в сельхозорганизациях сдерживает рост его производства, несмотря на относительно высокую рентабельность в последние годы. На производство 1 ц картофеля нужно затратить около 2,5 чел/часа, что на треть больше, чем на выращивание подсолнечника и в 2,6 раза больше, чем на зерно.

При реализации картофеля сельхозорганизации испытывают конкуренцию со стороны хозяйств населения.

Производство овощей расширяется. В сельхозорганизациях товарность овощей выше, так как население в основном производит овощи для личного потребления, а на рынке, реализует лишь их излишки. Доля хозяйств населения в реализации овощей ниже, чем доля сельхозорганизаций. Затраты ручного труда при производстве овощей также велики, однако они ниже, чем при выращивании картофеля. Продажа картофеля сельхозорганизациями в 2003 г. уменьшилась, а овощей - несущественно увеличилась.

В начале прошлого года ощущался недостаток картофеля в связи с его низким производством в предыдущем году. Невысокие запасы обусловили снижение объемов предложения на рынке данной продукции в зимне-весенний период. В I полугодии сельхозорганизациями было отгружено картофеля на 22,6% меньше, чем 2002 г., а овощей - на 12,2 % (Диаграмма 2,3). Во II полугодии с поступлением нового урожая объем предложения увеличился. По предварительным расчетам, в 2003 г. на душу населения произведено картофеля на 14% больше, чем в 2002 г., а овощей - на 12 процентов. По мере наращивания темпов уборки, сельхозорганизации увеличивали отгрузку картофеля и овощей. Однако и во II полугодии объемы продаж картофеля были ниже, чем в аналогичный период 2002 г. на 3,6%, реализация овощей увеличилась на 9% (Диаграммы 2,3).

Диаграмма 2. Отгрузка картофеля сельхозорганизациями в 2003 г., тыс. т (данные Госкомстата России)

Диаграмма 3. Отгружено сельхозорганизациями овощей в 2003 г., тыс. т (данные Госкомстата России)

В целом в 2003 г. объемы отгрузки картофеля сельхозорганизациями по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 9,1%, а овощей - увеличились на 2 процента.

Спрос на картофель и овощи в прошедшем году существенно не увеличился. Индекс физического объема розничных продаж картофеля в 2003 г. составил 101,2%, а овощей - 100,7%, в том числе на рынках - 102,1% и 102%, а в торгующих организациях - 100,4% и 99,6% соответственно. В основном росла реализация картофеля и овощей на рынках, доля которых в объеме продаж составляла более 60 процентов.

В прошедшем году цены на картофель и овощи были выше, чем в 2002 г., при этом они значительно колебались.

Цены сельхозпроизводителей на картофель и овощи в 2003 г. превышали уровень 2002 г. на 729,34 руб./т и 3151,80 руб./т соответственно (Таблица 6).

Таблица 6. Среднегодовые цены сельхозпроизводителей на картофель и овощи, руб./т (данные Госкомстата России)


Наименование показателя 2002 г. 2003 г. 2003 г. в % к 2002 г.
Картофель 4647,66 5377,00 115,7
Овощи 10440,70 13592,50 130,2
В т.ч.      
Помидоры 15604,47 19032,13 122,0
Огурцы 18627,80 22454,97 120,5
Лук репчатый 4398,26 5459,15 124,1
Капуста 4627,01 5294,95 114,4
Морковь 5548,15 6577,99 118,6
Свекла столовая 4918,26 6215,96 126,4

Более высокими цены сельхозпроизводителей на картофель и овощи по сравнению с 2002 г. были в первой половине 2003 г., что связано с низкими объемами предложения. С поступлением нового урожая во II полугодии цены стали снижаться, особенно на овощи, и в IV квартале практически достигли уровня 2002 г. (Диаграмма 4.)

Диаграмма 4. Цены сельхозпроизводителей на картофель и овощи, руб./т (данные Госкомстата России)

Темпы роста цен сельхозпроизводителей в 2003 г. были выше, чем в предыдущем году. Так, индекс цен на картофель в январе-декабре 2003 года составил 126,1% к 2002 г., тогда как в предыдущем году - 121,7%, овощи - 133,8% и 129,8% соответственно.

В 2002 г. сократилось производство овощей открытого грунта (особенно капусты, свеклы столовой, моркови). Цены производителей на них в I полугодии 2003 г. росли более высокими темпами, чем на другие овощи, в результате индекс цен на капусту в 2003 г. составил 141,0%, морковь - 142,8%, свеклу столовую - 140,7%, тогда как на помидоры, огурцы, лук репчатый (производство которых увеличилось) - на 127,8%, 132,2 %, 134,6% соответственно.

Потребительские цены на картофель в январе-сентябре прошлого года были выше, чем в аналогичный период 2002 г., однако в IV квартале их уровень значительно понизился (диагр. 5). Рост потребительских цен на овощи в начале прошлого года сменился их существенным снижением, и в декабре 2003 г. они или достигли уровня 2002 г. или стали ниже (диагр. 6).

Диаграмма 5. Потребительские цены на картофель, руб./кг (данные Госкомстата России)

Диаграмма 6. Потребительские цены на отдельные виды овощей, руб./кг (данные Госкомстата России)

В связи с увеличением реальных денежных доходов населения, увеличилось приобретение ими более дорогостоящих продуктов питания (мясных, бакалейных, кондитерских). При этом объем розничных продаж картофеля и овощей практически остался неизменным. В результате, темпы роста потребительских цен в 2003 г. были значительно ниже, чем в 2002 г. (Таблица 7) и имели тенденцию к снижению.

Таблица 7. Индексы потребительских цен на картофель и овощи, в % к декабрю предыдущего года (данные Госкомстата России)


Наименование показателя

2002 г.

2003 г.

январь декабрь январь декабрь
Картофель 121,3 149,2 115,9 83,1
Капуста 128,7 166,3 128,2 72,3
Лук репчатый 128,2 144,2 116,4 105,0
Морковь 122,0 136,5 116,1 93,1
Свекла столовая 113,2 150,8 113,1 95,7

(495) 775-2818

как нас найти

Об услуге
Документы для оценки бизнеса
Как использовать отчет об оценке бизнеса
Как определяется рыночная стоимость бизнеса
Образец договора
Отчет об оценке.(начало)
Отчет об оценке.(гл.1)
Отчет об оценке.(гл.2)
Отчет об оценке.(гл.3)
Отчет об оценке.(гл.4.р.1-2)
Отчет об оценке.(гл.4.р.3)
Отчет об оценке.(гл.4.р.4)
Отчет об оценке.(гл.5.р.1-4)
Отчет об оценке.(гл.5.р.5)
Отчет об оценке.(гл.5.р.6-7)
Отчет об оценке.(глоссарий)
Отчет об оценке.(пр.1.1)
Отчет об оценке.(пр.1.2-3)
Отчет об оценке.(пр.1.4.1)
Отчет об оценке.(пр.1.4.2)
Отчет об оценке.(пр.1.4.3)
Отчет об оценке.(пр.2)

Статистика





Rambler's Top100

 © ООО АКЦ Департамент профессиональной оценки
Как нас найти | Карта сайта |