|
Как определяется рыночная стоимость бизнеса
Поскольку представление о полезности зависит от конкретных интересов покупателя, постольку оценщику приходится определять различные виды стоимости: рыночную, восстановительную, ликвидационную, инвестиционную и т.п. При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.Оценки бизнеса, как правило, заказываются и проводятся на базе рыночной стоимости. В отдельных случаях заказчика может интересовать инвестиционная стоимость – тогда, когда предприятие только формируется или является инновационным. В случае использования иных баз оценки применяют надлежащие пояснения с раскрытием данных. В процессе оценки стоимости бизнеса оценщики и аналитики применяют три подхода к оценке – затратный, сравнительный и доходный. Эти подходы имеют смысл с точки зрения взгляда на предприятие из прошлого, настоящего и будущего. Взгляд из прошлого – затратный подход, определяет стоимость активов предприятия с той точки зрения, как если бы потребовалось создать аналогичное предприятие заново, с использованием максимально приближенных аналогов: купить или арендовать землю, построить здания и сооружения, купить станки и оборудование и пр. Здесь оценщики рассчитывают стоимость всех материальных и нематериальных активов компании: недвижимости, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, объектов интеллектуальной стоимости, акций дочерних компаний и пр. Взгляд из нестоящего – сравнительный подход. Оценщики пытаются найти аналогичные предприятия, сравнивая их по ключевым показателям. К сожалению, этот метод в России дает наименее достоверные результаты, однако и они учитываются при определении итоговой рыночной стоимости. И, наконец, доходный метод, как взгляд в будущее. В доходном подходе оценщиков интересует, какую прибыль будет генерировать предприятие, в течении какого срока, с какими рисками и устойчивостью и в зависимости от каких входных параметров. Аналитики проводят расчет и моделирование эффективности деятельности оцениваемого бизнеса, прошлые, настоящие и будущие доходы предприятия, перспективы развития и степень конкурентоспособности в данном сегменте рынка. В результате анализа и сопоставления полученных по трем подходам данных, рассчитывается рыночная стоимость бизнеса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ООО АКЦ Департамент профессиональной оценки |