5. Общая методология и концепция структуры бизнес-плана
5.1. Общие положения
Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов и производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:
* на основе рыночной саморегуляции;
* системой адекватных плановых механизмов;
* путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, а только перемещает ее в основном в первичное производственное звено - предприятия и их объединения. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
Не разделительная дизъюнкция "план или рынок", а интегративная формула "и рынок и план" по своей сути более полно отвечает как личным интересам предпринимателей, так и общим региональным и государственным задачам.
Бизнес-планирование дает возможность:
* определить пути и способы достижения поставленных целей;
* максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
* предотвратить ошибочные действия;
* отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
* доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
* смягчить влияние слабых сторон предприятия;
* определить потребность в капитале и денежных средствах;
* своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
* полнее использовать инновации в своей деятельности;
* объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
* обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
5.2. Методологические основы разработки бизнес-плана
В самом общем случае план - это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
* рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
* развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
* документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
* результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке;
* функции и принципы бизнес-планирования.
Рис. 1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:
* инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
* прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
* оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
* координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
* безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
* упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
* контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
* воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
* документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-плана эксперты будут исходить из следующих предпосылок внутрифирменного планирования:
Таблица 4. Основные принципы внутрифирменного планирования
№ п/п
Принципы планирования
Содержание
1
Необходимость
1. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей.
2. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2
Непрерывность
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем:
а) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;
б) скользящего планирования - по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.
3
Эластичность и гибкость
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем:
а) введения плановых резервов по основным показателям;
б) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;
в) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды;
г) использования альтернативных планов.
4
Единство и полнота (системность)
Системность достигается тремя основными способами:
1. Наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования.
2. Все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития.
3. Включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.
5
Точность и детализация
1. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
2. По мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.
6
Экономичность
1. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами.
2. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7
Оптимальность
1. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений.
2. Выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8
Связь уровней управления
Достигается тремя способами:
а) детализацией планов «сверху-вниз»;
б) укрупнением планов «снизу-вверх»;
в) частичным делегированием полномочий.
9
Участие
1. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения.
2. «Планирование для себя» психологически и экономически эффективнее, чем «для других».
10
Х олизм (сочетание координации и интеграции)
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.
Изложенные выше принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентированы на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших финансовых результатов деятельности предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирования будут учтены общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Разработчики, в процессе бизнес-планирования, ставят перед собой целью дать правильную оценку:
* круга потенциальных потребителей продукции;
* конкурентоспособности выпускаемых изделий на рынке в своем сегменте качества;
* возможности и необходимости выпуска продукции в заявленных объемах;
* достаточности капитала у инициатора бизнес-идеи.
5.3. Процесс и этапы бизнес планирования, концепция структуры бизнес-плана
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками представлен на рис. 2.
Разработка бизнес-плана включает в себя следующие этапы:
* Обоснование идеи проекта. Основные характеристики проекта. Цели проекта и его предварительная основная стратегия.
* Сбор и анализ информации по рынку сбыта. Маркетинг и сбыт продукции.
* Сбор и анализ информации о продукции. Описание продукции и ее структуры, мощности предприятия.
* Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли. Описание предприятия.
* Национальные, отраслевые и подготовительные факторы, благоприятные для проекта.
* Контуры экономической, промышленной, финансовой, социальной политики.
* Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами. Производственный план.
* Расчет требуемого капитала и источников финансирования. Финансовый план.
* Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности. Направленность и эффективность проекта.
* Подбор материалов и составление приложений.