Оценка недвижимости и оценка бизнеса.
Оценка недвижимости и оценка бизнеса.

Начало
Оценка
Бизнес-планы
Консалтинг
Оценка бизнеса
Законы
Мониторинг
Библиотека
Клиенты
О фирме
Карта сайта




Налоги
ФНС
Высший Арбитражный суд
Арбитраж
ЦБ РФ
ЦБ РФ
Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг
ФСФР
Федеральное Агентство по Управлению Федеральным Имуществом
ФАУФИ
Министерство Экономического Развития и Торговли РФ
МЭРиТ

ТРЕЙЕР В.В., ФАДЕЕВ П.В. СИСТЕМАТИКА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. 15.06.2001

Трейер В.В., Фадеев П.В.


СИСТЕМАТИКА ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ



1. Некоторые вопросы методологии оценочной деятельности


Возникшая из потребностей практики оценочная деятельность, развиваясь применительно к решению различных прикладных задач, прошла достаточно длительный путь своего становления и приобрела в рыночной экономике общепризнанный статус инструмента реализации гражданского оборота прав собственности физических и юридических лиц, связанного со всеми видами экономических активов. При этом взаимосвязь понятий "оценочная деятельность" и "экономические активы" имеет глубокий гносеологический смысл, связанный с различным пониманием того, что мы оцениваем в ресурсно-затратной административно-командной и рыночной экономике. В первом случае стоимость как мера полезности объекта оценки отождествляется с затратами ресурсов на его создание (приобретение или использование) и является эквивалентом абстрактного теоретического понятия "овеществленный общественно необходимый труд". Во втором случае стоимость объекта оценки отражает признаваемую рынком (потребителями) его полезность для будущей доходности.

В этой связи по нашему мнению важно понимать, что используя для оценки такие показатели как "остаточная стоимость" и "восстановительная стоимость", мы возвращаемся к прошлым затратам, связанным с созданием объекта оценки. Разумеется, вводя временные индексы стоимости объектов оценки, мы можем полагать, что как-то учитываем не только изменения масштаба цен, но и их будущую доходность. Однако, это, скорее всего не так, а издержки "концепции стоимости" ресурсно-затратной экономики прошлого.

Введение же в оборот понятия "экономические активы" нацеливает нас на рассмотрение оценочной деятельности с позиций рыночной экономики. В этой связи уместно привести определение понятия "экономические активы", содержащееся в международном стандарте "Система национальных счетов 1993 года" (п. 10.2):

экономические активы - это объекты, на которые (а) институциональные единицы устанавливают (индивидуально или коллективно) права собственности, и из которых (в) их владельцы могут извлекать экономические выгоды посредством их хранения или использования в течение определенного периода времени (т.е. в будущем).

В приведенном определении, кроме указания на присущее экономическим активам свойство обеспечивать их доходность своим владельцам в будущем, имеется еще один важный акцент: экономические активы являются объектами права.

Серьезное осмысливание понятия "экономические активы" на основе их толкования в целом в системе национальных счетов (в т.ч. в разделе Х "Счет операций с капиталом") приводит практически к тем же выводам, касающимся трактовки концепции стоимости в рыночной экономике применительно к российской действительности, сделанных в работе.1 При этом здесь имеет место тот случай, когда не следует изобретать ничего нового, а воспользоваться уже введенным в практику экономического анализа понятием "экономические активы".

Разумеется, мы не можем одномоментно изменить складывавшуюся десятилетиями практику в российской экономике и перейти в содержательном плане к полномасштабной трактовке основных понятий и методологии оценки, используемых в международных стандартах. При этом, разумеется имеются задачи оценки, когда использование затратного подхода оправдано. Вместе с тем, подход в оценочной деятельности с позиций рассмотрения объектов оценки как экономических активов по нашему мнению должен стать основополагающим и обратить внимание на существующие здесь проблемы является полезным. В практической же оценочной деятельности в конечном счете мы все равно работаем с такими объектами оценки, как основные средства предприятий, запасы материальных оборотных средств, ценности, земля, ресурсы недр и др., не называя их напрямую экономическими активами.

Аналогично, было бы также ошибкой рассматривать предприятие лишь как "имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности" (ст. 132 ГК РФ). Имущественный комплекс является лишь средством осуществления предпринимательской деятельности (бизнеса), а добавленная стоимость на предприятии создается лишь за счет эффективной организации бизнеса. В этой связи совершенно правильным является внедряемый в настоящее время подход к оценке предприятий с позиций бизнеса, объединяющего в единое целое все виды экономических активов, включая человеческий капитал, с осуществляемой на них экономической деятельностью.2

И, наконец, замыкающей является задача оценки национального богатства , логически вытекающая из излагаемой трактовки концепции оценки всех видов экономических активов и бизнеса. Ей следует уделить самое серьезное внимание.

Вторым важным вопросом методологии оценочной деятельности, на котором мы хотели бы акцентировать внимание, является систематика оценочной деятельности. Необходимость проведения этой работы связана с рядом особенностей, присущих оценочной деятельности.

Процедура оценки объекта в каждом конкретном случае, с одной стороны, не может быть жестоко регламентирована (стандартизирована) уже только по той причине, что, как правило, не существует двух полностью идентичных объектов оценки (если исключить случай оценки партии товаров непосредственно в момент их выпуска с предприятия). С другой стороны, необходимо иметь сопоставимые результаты оценки однородных по своим потребительским свойствам объектов. Это значит, что мы должны все же вводить определенные правила осуществления оценочной деятельности. Это необходимо и по причине того, что оценочная деятельность является одним из инструментов реализации гражданского оборота прав собственности и полный произвол в процедурах оценки недопустим. Сказанное приводит к тому, что мы должны все время искать "золотую середину" между учетом реальных особенностей объекта оценки и регламентацией (стандартизацией) самих правил проведения оценки. Последнее означает, что оценочная деятельность имеет существенную долю творческого начала и близка в определенной мере к искусству. В дополнение к отмеченному выше, множество объектов оценки по своим масштабам достаточно широкое. Это обстоятельство вызывает необходимость их типизации с последующей привязкой к выделенным кластерам методов оценки. И еще, как показывает практика, методы оценки также весьма многообразны. Последнее в свою очередь приводит к единственно логически правильному выводу, что необходимо выявлять наиболее корректные методики оценки посредством их сертификации на соответствие задаваемым требованиям по качеству получаемых результатов оценки.

Не менее важным являются также вопросы сведения к разумному минимуму нормативного, правового и информационного обеспечения оценочной деятельности с последующей выработкой рекомендаций по их использованию на практике.

Все сказанное указывает на необходимость проведения работ по систематике оценочной деятельности как базиса для разумного ее упорядочения. При этом под систематикой оценочной деятельности мы понимаем создание системы классификаций и структуры базы данных в Internet, объединяющих в единое целое цели, задачи, методики оценки и терминологию оценочной деятельности в совмещении с ее нормативным, правовым и информационным обеспечением. Только разработкой систем стандартов оценочной деятельности эта задача не решается.3

В заключение раздела по методологии оценочной деятельности хотелось бы обратить внимание на последующую нетрадиционность изложения материала. Следуя логике решения задач систематики, необходимо вначале ввести используемые основные понятия и лишь затем приступить к формированию системы классификаций. Однако в рассматриваемом случае мы неизбежно пришли бы к созданию соответствующего глоссария, который в первом приближении уже создан,4 и нет необходимости на данном этапе заниматься его пересмотром. Терминологический раздел настоящей работы по нашему мнению должен дать лишь комментарии по проблеме формирования понятийного аппарата и глоссария оценочной деятельности. По указанной причине мы вначале вводим систему классификаций и лишь затем рассматриваем вопросы используемой в них терминологии.


2. Классификации для оценочной деятельности


2.1. Классификации оценочной деятельности по видам объектов оценки

Исходной и основополагающей классификацией для оценочной деятельности является классификация видов объектов оценки. По нашему мнению на верхнем уровне иерархии необходимо выделить три базовых класса объектов оценки, которые в совокупности включают все их возможные типы. Такими классами являются экономические активы, бизнес и национальное богатство. Схематически это показано на рис. 1. Как видно из рис. 1 общая классификация оценочной деятельности разделяется на три самостоятельных по выделяемым видам объектов оценки ветви. В тоже время выделенные классификационные ветви функционально взаимосвязаны и взаимно интегрируются в направлении от экономических активов к национальному богатству. Рассмотрим каждую из выделенных классификационных ветвей более детально.

2.1.1. Классификация оценочной деятельности по видам объектов экономических активов

Классификация выделенной ветви базируется на D-классификации СНС.5Она охватывает все известные виды экономических активов - нефинансовые (AN*) и финансовые (AF). Последние в свою очередь делятся: нефинансовые на произведенные активы (AN.1) - основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности и на непроизведенные активы (AN.2) - земля, ресурсы недр, некультивируемые биологические ресурсы, водные ресурсы (материальные непроизведенные активы) и объекты патентования, договора и контракты с правом передачи, гудвилл и др. (нематериальные непроизведенные активы), а финансовые - на монетарное золото (AF.1), валюту и депозиты (AF.2), ценные бумаги и акции (AF.3, AF.5), кредиты и займы (AF.4), страховые технические резервы (AF.6) и прочие виды дебиторской и кредиторской задолженности (AF.7).

В Приложении 1 приведена классификация групп экономических активов (рис. 1), а в Приложении 2 она в качестве примера раскрыта для одной из позиций классификации экономических активов "Сооружения" (код 113) с использованием международной классификации ООН типов конструкций зданий и сооружений (СС). Таким образом, код оценки магистральных газопроводов запишется в виде: 1.113.212. Предлагаемый подход к систематике объектов оценочной деятельности в части экономических активов открывает возможность функционально полно закодировать и описать все существующие в природе виды экономических активов (нефинансовых и финансовых), осуществив при этом их гармонизацию с действующими международными стандартами и, прежде всего, с основополагающим международным стандартом для описания экономики - СНС-93.

В связи с предлагаемой нами разработкой считаем необходимым высказать свое мнение по Классификатору услуг по оценке стоимости объектов гражданских прав, разработанного Ассоциацией "Русская оценка" (АРО 12.05-98). Разработчики в основу предложенного классификатора положили наши разработки (разработки Центра по экономическим классификациям - ОКДП и ОКОФ) и сделали это неудачно, не говоря уже о том, что классификации ОКДП и ОКОФ разработаны на период перехода России к рыночной экономике. Они проложили "мостик" между классификациями бывшего Союза ССР (ОКОНХ, ОКП, классификациями услуг, классификацией основных фондов) и международными классификациями для рыночной экономики, и в настоящее время проводится работа по их пересмотру. Наличие в них, особенно в части объектов недвижимости, ориентации на ведомственно-отраслевой принцип их формирования затрудняет гармонизацию с действующими международными классификациями. Классификация же видов экономической деятельности в международной практике (включая и ОКДП) предназначена для описания институциональных единиц (предприятий), а не для формирования номенклатуры видов оценочной деятельности. В этом принципиальная ошибка разработчиков указанного выше Классификатора. О его функциональной полноте и корректности используемой терминологии нет смысла здесь говорить. Этот вопрос при необходимости может быть рассмотрен отдельно. В существующем виде классификатор не имеет перспективы.

2.1.2. Классификация оценочной деятельности по видам объектов бизнеса.

Как уже было отмечено в разделе по методологии оценочной деятельности, состояние бизнеса является синтетической характеристикой эффективности функционирования институциональных единиц в экономике. Одновременно совершенно очевидно то, что в различных секторах экономики механизм функционирования бизнеса различен и, как следствие, различны и подходы к его оценке. Это обусловлено целями, используемыми организационно-правовыми формами для институциональных единиц и структурой задействованных видов экономических активов. В СНС-93 посредством S-классификации введены пять основных группировок секторов экономики: нефинансовые корпорации (S.11); финансовые корпорации (S.12); сектор государственного управления (S.13); сектор домашних хозяйств (S.14) и сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (S.15). В Приложении 3 на базе S-классификации СНС-93 представлена Классификация институциональных единиц по секторам экономики для формирования блока классификации "Оценка бизнеса по секторам экономики" (рис. 1).

Кроме выделения сектора экономики для оценки бизнеса институциональной единицы важно знать ее основной вид экономической деятельности (или набор наиболее значимых видов экономической деятельности).

Не останавливаясь на том, как выявляются и кодируются виды экономической деятельности институциональных единиц, укажем лишь, что используются для этого: в мировой практике международная классификация ISIC (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities); в Европейском Союзе NACE (Statistical Classification of Economic Activities in the European Community), гармонизированную с ISIC; в России ОКДП (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг), гармонизированный с ISIC и NACE. Для целей оценочной деятельности вполне достаточно проставлять два или три первых разряда кода указанных выше классификаций и лишь в отдельных случаях целесообразно использовать четырехразрядных код. Приведем несколько примеров индексирования институциональных единиц для целей оценки бизнеса:

   2.120.17 - негосударственное (частное) предприятие, не находящееся под иностранным контролем и занимающееся производством текстильных изделий;
   2.130.1112 - нефинансовая корпорация, находящаяся под иностранным контролем и занимающаяся добычей природного газа;
   2.220.6512 - финансовая корпорация, не находящаяся под иностранным контролем и являющаяся коммерческим банком;
   2.500.853 - некоммерческая организация, обслуживающая домашние хозяйства в части предоставления социальных услуг.

Таким образом, совместное использование двух приведенных классификаций институциональных единиц по секторам экономики и видам экономической деятельности позволяет идентифицировать все возможные варианты объектов бизнеса.

2.1.3. Классификация оценочной деятельности по видам объектов национального богатства

Понимая национальное богатство как совокупность в стоимостном выражении образующих его видов объектов в масштабах страны (регионов), включая собственность за рубежом, его оценка по существу сводится к интегральной оценке всех видов экономических активов, задействованных в эффективный бизнес (рис. 1). В конце ХХ и начале ХХ1 веков в структуре экономических активов, формирующих национальное богатство, произошел сдвиг по рейтингу значимости в сторону человеческого капитала с ориентацией его на создание интеллектуальных видов товарной продукции. Примат знаний и информации выдвигает в качестве основного ресурса развития земной цивилизации интеллектуальный ресурс. Сегодняшние мировые лидеры в генерировании и использовании интеллектуального ресурса являются США и Япония. Особую значимость на перспективу развития цивилизации приобретают и другие виды возобновляемых ресурсов (кроме человеческого капитала), прежде всего в энергетике и природопользовании.

Для России, с ее огромными природными ресурсами и генетически высоким интеллектуальным потенциалом нации особую значимость приобретают работы по оценке всех видов ресурсов недр и нематериальных нефинансовых активов, имеющих значимую долю интеллектуальной составляющей.

2.2. Классификация оценочной деятельности по целям

Многообразие целей и задач оценочной деятельности, по нашему мнению, целесообразно "привязать" к введенной в п. 2.1 классификации объектов оценки. Общая структура кода предлагаемой классификации имеет вид:

Первый классификационный блок "класс объектов оценки" имеет следующий фиксированный набор группировок: 1 - экономические активы; 2 - бизнес; 3 - национальное богатство.

Второй классификационный блок "цель оценки" достаточно многообразен. Так, применительно к экономическим активам его можно раскрыть в виде Классификации целей оценочной деятельности, приведенной в Приложении 4, а к бизнесу его можно раскрыть в виде, показанном в Приложении 5. Особо необходимо остановиться на целях и задачах оценки финансово-экономического состояния предприятий. Прежде чем ставить цели и решать какие-либо задачи, связанные с оценкой бизнеса на предприятии, необходимо оценить его финансово-экономическое состояние экспресс-методом, для чего достаточно располагать данными его бухгалтерского баланса. Для этих целей нам представляется возможным использовать различные подходы. Наиболее интересным нам представляется подход основанных на анализе изменений в системе структурных соотношений собственного и заемного капитала предприятия по шкале финансово-экономической устойчивости, предложенный в работе6.

Введение в структуру кода "территориального среза оценочной деятельности" (третий блок кода) позволяет конкретизировать перечень задач оценочной деятельности применительно к масштабу территории (пространства). Предлагается ввести следующие территориальные срезы: 1 - международный уровень; 2 - национальный уровень; 3 - региональный уровень; 4 - муниципальный (местный) уровень. Совершенно очевидно, что задача оценки национальных активов за рубежом и задача оценки инвестиций в реконструкцию муниципального предприятия не могут быть без какого-либо разделителя в одном списке и требуют принципиально разных подходов к их решению.

И, наконец, самая обширная и специфичная в силу своей конкретности группировка классификационного кода - это "задачи оценки" (четвертый блок кода). Номенклатура задач оценки "нарабатывается" в процессе практики оценочной деятельности и требует определенной типизации при выборе методик их решения.


3. Системы показателей, индексы и нормативные коэффициенты для оценочной деятельности.


Система показателей, индексы и нормативные коэффициенты для оценочной деятельности не существуют сами по себе, а "привязаны" к объектам оценки, целям и задачам оценки. При этом, как правило, указанные параметры, используемые в оценочной деятельности, не следует разрабатывать только специалистам в области оценки. Они носят общесистемный характер и характеризуют объекты оценки независимо от того, подлежат или не подлежат они процедуре оценки.

Так, для таких объектов, как экономические активы, существуют международные и национальные стандарты на системы параметров, методы измерения и контроля параметров, методы расчета (для расчетных и интегральных параметров), единицы измерения параметров и терминологию. Задача специалистов по оценке состоит в выборе наиболее информативных из них для целей оценки и решаемых задач.

Сложнее дело обстоит с системой показателей, индексами и нормативными коэффициентами для оценки бизнеса. И, если номенклатура первичных показателей в формах бухгалтерского баланса и учетных формах по статистике предприятия зафиксирована на государственном уровне соответствующими документами Федеральных ведомств, то производные от них показатели для анализа финансово-экономической деятельности предприятий вводятся специалистами как правило, достаточно произвольно по принципу "что мне нужно, то и ввожу". Это обстоятельство существенно затрудняет сопоставление результатов оценочной деятельности, полученных по различным методикам. Наступил момент, когда и в области оценки бизнеса необходимо установить на государственном уровне (Минимуществ а России) перечень рекомендуемых для использования показателей, индексов и нормативных коэффициентов с методами их расчета, гармонизированный с используемыми в международных стандартах оценки. Аналогичная проблема стоит по введению системы показателей для оценки видов объектов национального богатства.


4. Комментарии к используемым основным понятиям в оценочной деятельности


Прежде всего необходимо отметить как весьма полезный факт выпуска Глоссария к Международным стандартам оценки на русском языке и соответствующего англо-русского словаря [3]. В перспективе это должно обеспечить гармонизацию терминологии в области оценочной деятельности, используемой в российской практике, с зафиксированной в международных стандартах оценки. Вместе с тем, необходимо одновременно отметить, что указанный Глоссарий требует более тщательной выверки вводимой терминологии. Так, в п. 1 [3] на с. 207 указывается, что к числу основных средств могут быть отнесены только те активы, которые используются как "средства труда", а в п. 2 [3] на с. 158 указывается, что "основные средства" включают еще и земельные участки, и к тому же "Основные средства" являются синонимом понятия "основные фонды". В соответствии же с российским законодательством к основным средствам относят только средства труда и не включают такие виды активов как: земля, ресурсы недр, некультивируемые биологические ресурсы, водные ресурсы, объекты патентования.

К наиболее же существенному недостатку Глоссария следует отнести отсутствие ссылок на первоисточники введенных терминов. В условиях общей недостаточной четкости экономической терминологии с наложением на нее еще и неточностей в переводе терминов с английского языка на русский, когда не всегда обеспечивается требуемая семантическая эквивалентность, наличие ссылок на первоисточники включаемых в глоссарий терминов совершенно необходима.

В концептуальном плане хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство, касающееся терминологии оценочной деятельности. Поскольку оценочная деятельности связана с оценкой трех групп основополагающих объектов экономики (экономические активы, бизнес и национальное богатство), то в ней задействована практически вся терминология экономики, а не только основные понятия экономической теории, менеджмента, маркетинга, бухгалтерского учета, инвестиций, банковской деятельности и др. [3]. Представляется неразумным, занимаясь проблематикой терминологии оценочной деятельности, пытаться создать общеэкономический глоссарий. Более правильным с нашей точки зрения является иметь узкоспециализированный глоссарий основных понятий оценочной деятельности с системой ссылок на толковые словари по всему спектру направлений экономической деятельности, с ней связанных. При этом основное внимание должно быть уделено тщательной отработке толкований основных специализированных понятий оценочной деятельности и вопросам гармонизации близких по семантике понятий, используемых в оценочной деятельности, бухгалтерском учете, аудите и государственной статистике.

По нашему мнению базисным документом по терминологии, дополняющим специализированный глоссарий оценочной деятельности, должен стать международный стандарт "Система национальных счетов 1993 года". Терминология этого стандарта в основном и использована в настоящем материале по систематике оценочной деятельности.


5. Концептуальная модель базы данных для оценочной деятельности


Многообразие объектов, целей и задач оценочной деятельности и необходимость иметь по ней функционально полную и оперативно актуализируемую законодательную, нормативную и информационную поддержку приводит к необходимости ставить задачу создания соответствующей базы данных с ориентацией в качестве ее пользователей прежде всего на специалистов по оценке и потребителей результатов оценочной деятельности (органы государственного управления, юридических лиц всех организационно-правовых форм, физических лиц - заказчиков оценки объектов).

Наиболее оптимальной формой реализации такой базы данных, по нашему мнению, является распределенная по сети Internet база данных в виде открытой системы под эгидой Минимущества России и Торгово-промышленной палаты России, функционирующая в тесном взаимодействии с российскими саморегулируемыми организациями оценщиков и Международным комитетом по стандартам оценки имущества (International Asset Valuation Standards Committee).

Целевое назначение БД "Оценка" состоит в максимально возможном снижении трудоемкости оценочной деятельности, повышении качества и сопоставимости результатов оценки за счет:

   введения системы классификаций для оценочной деятельности;
   упорядочения терминологии и системы показателей, используемых в оценочной деятельности;
   формирования базы данных методик оценки в типовой структуре с привязкой к объектам оценки и решаемым задачам оценки;
   формирования базы данных индексов и нормативных коэффициентов, используемых при принятии решения по результатам оценки, с привязкой к объектам оценки и решаемым задачам оценки;
   формирования БД законодательных и нормативных актов по оценочной деятельности с привязкой их разделов к конкретным объектам и задачам оценки;
   формирования полноценной и удобной для пользователей системы информационных ресурсов оценочной деятельности, включающей международный, национальный, региональный и муниципальный разрезы;
   создания полноценной справочной системы по всем аспектам оценочной деятельности.

В заключение хотелось бы заметить, что представленный материал по систематике оценочной деятельности мы рассматриваем лишь как постановку достаточно сложной и объемной задачи, которой по нашему убеждению следует заниматься. Полезность ее решения у нас не вызывает сомнений.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Классификация видов экономических активов на базе D-классификации "Системы национальных счетов 1993 года (СНС-93)



Код группы экономических активов Наименование экономических активовКод группы экономических активов по СНС-93
123
100Нефинансовые активыAN
110Материальные основные фондыAN.111
111Жилые здания и помещенияAN.1111
112Нежилые здания и помещенияAN.11121
113СооруженияAN.11122
114Машины и оборудованиеAN.1113 AN.11132
115Транспортные средстваAN.11131
116Инвентарь производственного назначенияAN.11132
117Культивируемые активы животного и растительного происхожденияAN.11141 AN.11142
118Незавершенное строительство зданий, сооружений и незавершенные пуско-наладочные работы в производствеAN.1112
119Прочие материальные основные фонды, не включенные в другие группировкиAN.1112 AN.11132
120Нематериальные основные фондыAN.112
121Разведанные полезные ископаемыеAN.1121
122Программное обеспечение для средств вычислительной техникиAN.1122
123Оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы и искусстваAN.1123
124Промышленные технологииAN.1129
129Прочие нематериальные основные фонды, не включенные в другие группировкиAN.1129
130Запасы материальных оборотных средствAN.12
131Сырье и материалыAN.121
132Незавершенное производство товаров и услугAN.1222
133Незавершенное производство по культивируемым активамAN.1221
134Прочие виды незавершенных производствAN.1222
135Готовая продукцияAN.123
136Товары для перепродажиAN.124
139Прочие виды запасов материальных оборотных средств, не включенных в другие группировкиAN.12
140ЦенностиAN.13
141Драгоценные металлы и камниAN.131
142Картины, скульптуры и прочие объекты, признаваемые как произведения искусства или антиквариатAN.132
149Прочие виды ценностей, не включенные в другие группировкиAN.139
150ЗемляAN.211
151Земля под зданиями и сооружениямиAN.2111
152Культивируемые землиAN.2112
153Земля и прилегающие поверхностные виды, используемые для рекреационных целейAN.2113
159Прочие земли и прилегающие поверхностные водыAN.2119
160Ресурсы недрAN/212
161Запасы угля, нефти и природного газаAN.2121
162Запасы рудных полезных ископаемыхAN.2122
163Запасы нерудных полезных ископаемыхAN.2123
169Прочие виды ресурсов недрAN.212
170Некультивируемые природные ресурсыAN.213
171Дикорастущие лесаAN.213
172Рыбные акваторииAN.213
179Прочие виды некультивируемых природных ресурсов, не включенных в другие группировкиAN.213
180Водные ресурсыAN.214
181Водоносные пластыAN.214
182Грунтовые водыAN.214
189Прочие виды водных ресурсов, не включенные в другие группировкиAN.214
190Нематериальные активы, имеющие юридический или учетный статус и фиксирующие права их владельцаAN.22
191Патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы и прочие нематериальные объекты, фиксирующие права собственности их владельцевAN.221
192Договоры об уступке прав на объекты кодовой позиции 191AN.222
193Лицензионные договорыAN.222
194Договоры об арендеAN.222
195Прочие договоры с правом передачиAN.222
196Приобретенный "гудвилл"AN.223
199Прочие нематериальные активы, имеющие юридический или учетный статус и фиксирующие права их владельцевAN.229
200Финансовые активыAF.
210Монетарное золото и специальные права заимствованияAF.1
220Валюта и депозитыAF.2
221ВалютаAF.21
222Ликвидные депозитыAF.22
229Прочие депозитыAF.29
230Ценные бумаги, кроме акцийAF.3
231Краткосрочные ценные бумагиAF.31
232Долгосрочные ценные бумагиAF.32
240Кредиты и займыAF.4
241Краткосрочные кредиты и займыAF.41
242Долгосрочные кредиты и займыAF.42
250Акции и другие формы участия в капиталеAF.5
260Страховые технические резервыAF.6
261Чистая стоимость средств домашних хозяйств в резервах по страхованию жизни и в пенсионных фондахAF.61
262Предварительные взносы премий и резервы для покрытия неурегулированных претензийAF.62
270Прочая дебиторская и кредиторская задолженностьAF.7
271Коммерческие кредиты и авансыAF.71
279Прочая дебиторская и кредиторская задолженность, исключая коммерческие кредиты и авансыAF.72




ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Пример раскрытия группы экономических активов "Сооружения" (код 113, Приложение 1) до уровня их вида: 1.113.ХХХ - детализируемый блок кода



Блок общего кода 1.113.ХХХНаименование группировкиКод классификации ООН СС (Classification of Types of Constructions)
123
100Транспортная инфраструктура21
110Дороги для автомобильного транспорта211
111Скоростные автомагистрали2111
112Дороги местного значения2112
113Улицы в городах и иных населенных пунктах2112
120Железнодорожные пути212
121Железные дороги для поездов дальнего следования2121
122Железные дороги для городского транспорта (пути трамвайные, метрополитена, подвесные, установленные на эстакадах, подъездные к различным объектам)2122
130Взлетно-посадочные полосы аэродромов2130
140Мосты, эстакады, тоннели и подземные переходы2140
141Мосты2141
142Эстакады2141
143Тоннели2142
144Подземные переходы2142
150Порты, фарватеры, дамбы и прочие водные сооружения2150
151Порты и фарватеры2151
152Дамбы2152
153Каналы, ирригационные и мелиоративные сооружения2153
200Трубопроводы, коммуникационные и электрические силовые линии передачи22
210Магистральные трубопроводы, коммуникационные и электрические силовые линии передачи221
211Магистральные нефтепроводы2211
212Магистральные газопроводы2211
213Магистральные водопроводы2212
214Магистральные коммуникационные линии (линии связи), включая беспроводные2213
215Магистральные линии электропередачи2214
220Местные трубопроводы и коммуникационные линии передачи222
221Местные газопроводы2221
222Местные водопроводы2222
223Местные теплосети2222
224Местные системы канализации отходов2223
225Местные линии электропередачи2224
226Местные коммуникационные линии (линии связи), включая оптоволоконные и беспроводные2224
300Промышленные сооружения (не в виде зданий)230
310Сооружения горнодобывающей промышленности2301
311Шахты2301
312Карьеры2301
313Горно-обогатительные сооружения2301
320Сооружения для производства энергии2302
321Тепловые станции (котельни)2302
322Электростанции тепловые2302
323Электростанции гидроэнергетические2302
324Электростанции атомные2302
325Электростанции ветровые2302
329Прочие сооружения для производства энергии, не включенные в другие группировки2302
330Сооружения для химических производств2303
340Сооружения тяжелой промышленности2304
341Домны2304
342Электроплавильные печи2304
343Прокатные станы2304
349Прочие сооружения тяжелой промышленности, не включенные в другие группировки2304
400Прочие инженерные сооружения24
410Сооружения для спорта и отдыха241
411Спортивные площадки2411
419Прочие сооружения для спорта и отдыха (оборудованные лыжные трассы, трамплины для прыжков на лыжах, поля для гольфа, открытые бассейны для плаванья, оборудованные пляжи и др.)2412
420Специальные инженерные сооружения242
421Военные инженерные сооружения (форты, бункеры, стрельбища и др.)242
422Космодромы242
423Сооружения городского коммунального хозяйства, в т.ч. для уничтожения или переработки отходов 242
429Прочие специальные инженерные сооружения, не включенные в другие группировки242




ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Классификация институциональных единиц по секторам экономики на базе S-классификации "Системы национальных счетов 1993 года" (СНС-93)



Код институциональной единицыНаименование институциональной единицыКод институциональной единицы по S- классификации СНС-93
123
100Нефинансовые корпорацииS.11
110Государственные нефинансовые корпорацииS.11001
120Национальные частные нефинансовые корпорацииS.11002
130Нефинансовые корпорации, находящиеся под иностранным контролемS.11003
200Финансовые корпорацииS.12
210Центральный банкS.121
220Денежно-депозитные корпорацииS.1221
221Государственные денежно-депозитные корпорацииS.12211
222Национальные частные денежно-депозитные корпорацииS.12212
223Денежно-депозитные корпорации, находящиеся под иностранным контролемS.12213
230Прочие депозитные корпорации, кроме денежно-депозитных корпорацийS.1222
231Государственные депозитные корпорации, кроме денежно-депозитныхS.12221
232Национальные частные депозитные корпорации, кроме денежно-депозитныхS.12222
233Депозитные корпорации, кроме денежно-депозитных, находящихся под иностранным контролемS.12223
240Прочие финансовые посредники, исключая группировки 120,130 и 160S.123
241Государственные финансовые посредники по п. 140S.12301
242Национальные частные финансовые посредники по п. 140S.12302
243Финансовые посредники по п. 140, находящиеся под иностранным контролемS.12303
250Вспомогательные финансовые организацииS.124
251Государственные вспомогательные финансовые организацииS.12401
252Национальные частные вспомогательные финансовые организацииS.12402
253Вспомогательные финансовые организации, находящиеся под иностранным контролемS.12403
260Страховые корпорации и пенсионные фондыS.125
261Государственные страховые корпорацииS.12501
262Национальные частные страховые корпорацииS.12502
263Страховые корпорации, находящиеся под иностранным контролемS.12503
264Государственные пенсионные фондыS.12501
265Национальные частные пенсионные фондыS.12502
266Пенсионные фонды, находящиеся под иностранным контролемS.12503
300Сектор государственного управленияS.13
310Центральное правительствоS.1311
320Региональные органы управленияS.1312
330Местные (муниципальные) органы управленияS.1313
340Фонды социального обеспеченияS.1314
341Фонды социального обеспечения на уровне центрального правительстваS.13141
342Фонды социального обеспечения на уровне региональных органов управленияS.13142
343Фонды социального обеспечения на уровне местных органов управленияS.13143
400Домашние хозяйстваS.14
500Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйстваS.15




ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Классификация целей оценочной деятельности в части экономических активов



Код целиНаименование цели
12
10Купля-продажа активов
11Купля-продажа активов на основе договоров между продавцом и покупателем
12Аукционная продажа активов путем проведения публичных торгов
20Отчуждение активов
21Отчуждение активов у частных лиц в собственность государства - национализация
22Отчуждение активов у государства с передачей в частную или коллективную собственность - приватизация
23Принудительное и безвозмездное изъятие активов в собственность государства - конфискация
24Изъятие активов у собственника посредством выкупа
25Переуступка прав владения активами
30Вхождение в права собственности
31Осуществление раздела активов
32Расчет долей имущественных прав
33Вхождение в права наследования
34Осуществление дарения
40Временная передача прав собственности
41Сдача активов в аренду
42Передача активов по лицензионному соглашению
43Передача активов в залог
44Передача активов в доверительное управление
45Передача концессий на эксплуатацию и производство активов
46Передача активов на хранение
50Проведение операций банкротства и ликвидации хозяйствующих субъектов
51Проведение операций банкротства
52Ликвидация
60Страхование и иные способы возмещения ущерба
70Налогообложение
71Формирование налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов по активам
72Расчет объемов обязательных платежей и сборов хозяйствующих субъектов за услуги государственных органов
73Расчет пошлин
80Формирование отчетности хозяйствующих субъектов
90Прочие виды деятельности и акты реализации гражданских прав, не включенные в другие группировки
91Формирование уставного капитала хозяйствующих субъектов
92Обоснование стоимости инвестиционных проектов




ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Пример раскрытия блока классификационного кода "цель оценки" для оценки бизнеса



Код блока "цель оценки"Наименование группировки "цель оценки" в оценочной деятельности бизнеса
12
10Оценка финансово-экономического состояния предприятия
11Экспресс-оценка финансово-экономического состояния предприятия
12Оценка финансово-экономического состояния предприятия для принятия управленческих решений по повышению его финансовой устойчивости
13Оценка финансово-экономического состояния предприятия для принятия решения по его банкротству
14Оценка предприятия для целей купли-продажи
15Оценка потенциальной платежеспособности предприятия для целей кредитования
16Оценка имущественного комплекса предприятия для целей страхования
17Оценка предприятия для целей акционирования
20Подготовка предложений по реструктуризации предприятия




Примечания:

1. Методология оценочной деятельности: современное состояние и перспективы развития в Российской Федерации. Фонд "Бюро экономического анализа", М., 2000, 81 с.
2. Междисциплинарные вопросы оценки стоимости. Сб. п/р Рутгайзер В.М., изд-во "Квинто-Консалтинг" М., 2000, с. 6-12.
3. Стандарты. Российское общество оценщиков. Издание РОО, М., 1997, 219 с.
4. Микерин Г.И., Недужий М.И., Павлов Н.В., Яшина Н.Н. Международные стандарты оценки. Кн. 1 и 2. "Типография Новости", М., 2000.
5. "Система национальных счетов 1993 года" Издание ООН, ST/ESA/STAT/SER.F/2/Rev.4, 1994.
6. Абрютина М.С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности. Методика. Практические рекомендации. Изд-во "Дело и Сервис", М., 1999, с. 7-51



(499) 972-3100

как нас найти

Общие положения
Проведение оценки
Стандарты оценки
Стандарты РОО

Статистика





Rambler's Top100

 © ООО АКЦ Департамент профессиональной оценки
Как нас найти | Карта сайта |